пятница, 3 мая 2013 г.

Моя первая Пасха

Решила тут запостить свою статью прошлогоднюю. Может кому будет интересно и рецепт когда нибудь пригодится ;)

Пасха для меня всегда была самым долгожданным и радостным днем. Все и вся в доме преображалось в доме ко встрече этого Праздника. До четверга Страстной седмицы все было отмыто, постирано, переглажено, а уже потом начиналась подготовка праздничного стола – куличи, творожные пасхи, крашеные в луковой шелухе яйца…


В Мордовии, где я выросла, было принято ходить по домам «христосуваться». Детей наряжали и они со старшими сестрами и братьями, одетыми в традиционные наряды, ходили в каждый дом и радостно восклицали: «Христос Воскресе!».
- Воистину воскресе! – отвечали хозяева и одаривали всех кого конфеткой, кого пряничком, кого, конечно же, яичком. Село большое - кто-то из детей оставался до конца «хода», а кто-то уставал и возвращался домой с корзинками, полными угощений.
Я помню лишь один свой такой праздник. Мне тогда было всего три годика, и я ходила по селу с соседскими ребятишками из многодетной и очень дружной семьи. Еще я помню, что мама красила не менее 60-70 яиц, и несмотря на то, что с раннего утра до вечера ходили дети, яиц в корзине не убавлялось, а наоборот к вечеру там лежали не только наши, «луковые» яйца, но и желтые, зеленые, ярко красные яички. Для меня это тогда было загадкой, и я считала это чудом.
 ***
Когда мы переехали в город, то ничего не изменилось: на Пасху по домам так же с утра до позднего вечера ходили детишки. Только теперь у нас были припасены не только разноцветные пасхальные яйца, но и маленькие шоколадки, конфеты, яблоки и небольшие куличики.
Мне так нравилась в детстве предпасхальная суета и вкусные запахи на кухне! Я вместе с мамой месила тесто, перебирала изюм, бегала в резиновых сапожках в лесок или на огороды искать маленькие листочки петрушки, укропа или самой первой травки, которую только можно отыскать ранней весной. Эти листочки мы потом «клеили» на яйцо, туго скручивали капроном. А затем варили в луковой шелухе. Получались очень красивые с ярким узором яйца. Их я всегда припасала для любимых подружек и двоюродных сестричек. Дожидалась свою компанию, одаривала всех приготовленными подарочками и бежала вместе с ними на улицу.
Позже, когда воцерковилась моя мама и подросли немного мои сверстники, «христосуваться» уже стеснялись. Зато теперь я по-другому ждала Пасху. Мы с любимой подружкой, которую отпускали по такому случаю ко мне ночевать, провожали маму на ночную службу. Потом папа помогал нам накрыть на стол, и мы садились у окошка дожидаться первых огоньков – многие со службы пасхальной возвращалась с зажженными красными свечками. Мама заходила такая радостная, светлая, вкусно пахнущая ладаном. Она приносила с собой Праздник! Мы все обнимались, целовались, и садились за праздничный стол. Разговлялись освященными яичками и вкуснейшим маминым куличом, и мама рассказывала о крестном ходе, о службе…
Но настоящую пасхальную радость я ощутила гораздо позже, в старших классах, когда уже сознательно пришла к вере и вместе с мамой впервые постилась, ходила на все великопостные службы, причащалась, старательно вчитывалась в слова молитв и Евангелия. Ночная служба, крестный ход, звон колоколов, радостные лица тех, кто за время поста стали такими близкими, веселый батюшка, обильно окоропляющий всех святой водой!!!
- Христос Воскресе, дорогие мои!
- Воистину воскресе!
И радость батюшки и прихожан усиливалась еще и потому, что это была первая Пасха в новом отстроенном храме.
И ведь удивительно – каждый год Пасху ждешь не меньше, чем в те годы, и радуешься итак же искренне, но при этом ту – первую свою Пасху – не повторить…
 ***
Детство и светлая юность закончились. Я замужем.
Моя первая Пасха в статусе матушки и уже месяц как мамы – и я сижу перед телевизором: вместо ночной службы – трансляция из Храма Христа Спасителя. Я вся в слезах – так хочется быть в храме со всеми вместе. В том храме, где служит мой муж, тогда еще отец диакон… Услышала слова:
- Да воскреснет Бог! И расточа-а-атся врази-и-и его!..
Все! Такая радость! Чего плакать? Христос воскрес для всех – и для тех, кто в храме, и для тех, кто в пути, и для тех, кто лежит прикованный к постели и уж конечно для этой маленькой крохи, которая сладко сопит в кроватке! Для всех!.. Так хорошо стало на душе!
Конечно, мысли о том, что я тоже могла бы быть на ночной службе, если б не детки, еще не раз посещали меня, но я быстро их отметала. Вспоминала себя в детстве. Моя мама сделала все, чтобы этот Праздник был самым долгожданным и любимым для меня. Почему же мои дети должны видеть мои слезы в этот день? Ведь они тоже по-своему постились, ждали Пасху…
 ***
Детки растут и уже сейчас активно принимают участие в подготовке к Празднику. Убираются в своей комнате, красят яички, делают из пластилина сувениры друзьям, распределяют их по самодельным корзиночкам, месят тесто, перебирают изюм и орешки, режут овощи для салатов и… слизывают тайком глазурь с крошечных куличиков. Как все знакомо! У них есть Церковь и детская пасхальная служба, чего не было в моем босоногом детстве.
В этом году мы не будем изменять себе и сделаем уже опробованные нами и нашими гостями пасху с шоколадом и орехами и кулич, рецептом которого со мной поделилась одна замечательная матушка. Ну а я в свою очередь делюсь рецептами с вами.
Творожная пасха с шоколадом

Для творожной пасхи с шоколадом вам понадобится:
150 г шоколада;
100 г фундука
150 г сахарной пудры
0,5 стакана лимонной и апельсиновой цедры
50 г сахара
800 г творога
50 г сливочного масла
150 г сметаны.
Лимонную и апельсиновую цедру залить кипятком и дать постоять пару минут. Затем откинуть на меленькое сито или марлю. Оставить на некоторое время, чтобы вся вода стекла.
В это время протереть творог через мелкое сито. Можно дважды – все зависит от плотности творога. Сливочное масло перед приготовлением нужно заранее вынуть из холодильника, для того чтобы оно стало мягким. Положить в творог масло, растереть до однородной массы.
Шоколад натереть на крупной терке. Лучше всего использовать горький шоколад. Для того, что бы шоколадная стружка держала форму, нужно плитку предварительно подержать в холодильнике или минут 18-20 в морозильной камере. Затем смешать с сахарной пудрой.
Измельчить очищенные и слегка поджаренные орехи в блендере.
Соединить творог с шоколадом, орехами, цедрой. Все осторожно перемешать.
Форму для пасхи выстелить двумя-тремя слоями пищевой пленки – так, чтобы края пленки немного свисали. Выложить в форму творожную массу. Накрыть свободными краями пленки. Сделать несколько надрезов на пленке. Сверху поместить груз и поставить на ночь в холодильник.
Утром снять края пленки, сверху положить тарелку по размеру пасхи и аккуратно перевернуть. Снять форму и пленку. Украсить можно шоколадом, орешками, кондитерскими присыпками или цукатами.
Пасхальный кулич
 С этим куличом нужно будет повозиться, но результат стоит ваших трудов.
Для его приготовления нам потребуется:
1 кг муки
маленькая пачка сухих дрожжей
1 ст. молока
10 желтков
3 белка
250 г сахара
200 г масла
100 г изюма
25 г коньяка
25 г цукатов
3 ч. л. лимонной цедры или 0.5 ч. л. кардамона,
0.5 ч. л. муската,
0, 5 ч. л. шафрана для цвета,
4 ч. л. ванильного сахара,
1 г соли.
Для глазури:
2 белка
100 г сахара
2-3 капли лимонного сока
Готовим опару:
100 г муки завариваем 0.5 стаканом кипящего молока. В другой  емкости в это время разводим дрожжи в в 0.5 стакане теплого молока, добавив 100 г муки и 1 ст. ложку сахара. Дать подойти.
Затем соединяем все вместе, и ставим на 1 час.
Готовим заливку:
10 желтков, 250 г сахара, 1 г соли взбиваем добела.
Половину заливки выливаем в опару и добавляем 250 г муки, вымешиваем, оставляем на 1 час подойти.
Затем выливаем вторую половину заливки, добавляем 3 взбитых белка и 500 г муки. Вымешиваем до конца.
В готовое тесто вливаем 200 г растопленного сливочного масла и 25 г коньяка, добавляем пряности, оставляем на 1 час подойти.
Осаживаем тесто, добавляем изюм, цукаты, орехи, обваленные в сахарной пудре.
Раскладываем тесто в обильно смазанные формы до половины, даем подняться на 2/3 формы. Выпекаем в среднем 45-60 минут: сначала в предварительно нагретой до 100 градусов духовке – 10 минут, а затем до готовности.
Проверить готовность кулича можно зубочисткой.
Пока куличи остывают, приготовим глазурь.
Взбить белки с добавлением 2-3 капель (на кончике десертной ложки) лимонного сока в пену.
Добавить сахар и взбить в плотную густую массу. Моя мама проводит пальцем по взбитой массе – если дорожка остается, то глазурь готова.
Промазываем куличи глазурью и украшаем либо присыпками, либо цукатами.

С Праздником!

http://www.taday.ru/text/986984.html

4 комментария:

  1. Марина, очень пронзительный рассказ, многое из описанного было и в моем детстве. По коже мурашки, и слёзы навернулись. Спаси Господи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за то, что заглянули ко мне! Очень приятно!

      Удалить
  2. Чудесный рассказ! Как хорошо когда в семье такие крепкие традиции, когда вся семья ждет, готовится, радуется! Спасибо за рецепты! Пасху Вашу обязательно попробую сделать!
    А я сегодня очень надеюсь все успеть и к 11 на ночную службу. А Варюню с папой оставлю. Прошлую Пасху он на службе был, теперь моя очередь! :)

    ОтветитьУдалить
  3. И ничего если не все, что запланировано, успеется! Главное мир в доме, хорошее настроение и любовь! Пусть так и будет! С Праздником Вашу большую чудесную семью!

    ОтветитьУдалить